История нашей школы  

История Ямальской школы-интерната — самой большой в России по количеству учеников — насчитывает более семи десятилетий. Она была открыта в ноябрьские праздники 1932 года при Ямальской культурной базе. Первое время здесь учились всего шесть человек: родители боялись отдавать своих детей
в чужие руки. Однако постепенно ситуация изменилась.
В годы Великой Отечественной войны школа-интернат работала по-фронтовому. Учащиеся собирали тёплые вещи, бельё, шили кисеты, зарабатывали и посылали в Москву деньги. Организаторами этого благородного дела были учителя С.С. Никитина, Н.В. Ляжнина и С.А. Рочева. Под руководством военрука
В.Д. Ожерельева каждое лето формировалась рыболовецкая бригада: пойманную неводом на Оби рыбу сдавали в Фонд обороны. Зимой охотились на песца и горностая.
В 1966 году школу-интернат возглавил Н.Н. Почекуев. При нём было построено новое здание, в котором проучилось не одно поколение ярсалинцев. Хорошей традицией стало проведение ежегодных мероприятий: предметных декад, игры «Зарница», выездов юношей-допризывников в спортивно-оздоровительный лагерь «Орлёнок», экскурсий по местам боевой славы — в Москву, Ленинград, Киев. В конце 1970-х годов у школы появился свой лагерь труда и отдыха на хуторе Репнино в Волгоградской области. Во время летних каникул сюда приезжала группа из 50-60 человек: вместе работали, выращивали овощи и отдыхали. В начале 1990 годов благодаря стараниям директора Н.П. Вэлло в школе-интернате был открыт первый компьютерный класс, а под руководством учителя истории Г.С. Зайцева создан школьный музей.
В настоящее время в Ямальской школе-интернате обучаются 1187 человек, половина из них — дети тундровиков. Образовательная программа предусматривает три ступени обучения: 1–4, 5–9 и 10–11 классы. Детей, которые не знают русского языка, обучают в подготовительных классах. Начиная с 7 класса ведётся предпрофильная подготовка, в 10-м и 11-м — профильное обучение по социально-гуманитарному, естественно-математическому и экономико-математическому направлениям. Большое внимание уделяется формированию навыков интеллектуального труда: с 2003 года работает НОУ; ежегодно учащиеся в составе команды Ямальского района принимают участие и занимают призовые места в окружных олимпиадах по биологии, литературе, физической культуре и другим предметам, а также в районной и окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее».
Учреждение имеет хорошую материально-техническую базу. В здании, построенном в 2002 году, расположены учебные кабинеты, административные помещения, просторный спортивный зал, оснащённый новейшим музыкальным оборудованием актовый зал, два компьютерных класса, четыре лингафонных кабинета, химическая, биологическая и физическая лаборатории, мастерские.
На высоком уровне в школе-интернате организована досуговая деятельность: почти круглый год работают творческие коллективы, кружки по интересам, спортивные секции. В 2003 году танцевальный коллектив «Бореалис» (руководитель Е.Н. Салиндер) получил Гран-при за ненецкий обряд «Свадьба», занял 1-е место в конкурсах «Народная игра» и «Созывалы» на окружном фестивале народного творчества «Все краски Ямала». Учащиеся художественного кружка «Акварель» (руководитель Л.А. Скочина) ежегодно становятся дипломантами окружных, всероссийских и международных конкурсов рисунков: «Понарошкин мир», «Портрет России глазами детей», «Рисуем сказку» и других. Команда учащихся-спортсменов на протяжении пяти лет побеждает в районной и занимает призовые места в окружной спартакиаде.
Уже не первый год в школе-интернате действует общественная организация «БОСС» — «Будущее отчизны строим сами» (руководитель О.Г. Тихонова). Её основные задачи: воспитание патриотизма, лидерских качеств, организация школьного самоуправления, досуга младших школьников.
В осенние и зимние каникулы работает лагерь «Школа лидеров», по воскресеньям — «Лагерь весёлого настроения». Ежегодно лучшие члены организации принимают участие в районной школе лидеров «Рождественские каникулы», а также в окружном форуме молодежи Ямала. С 2002 года в учреждении функционирует школьная сту-дия телевидения «5+» (руководитель С.А. Бевз).
Педагогический коллектив школы-интерната — 102 учителя и 42 воспитателя — представлен высококвалифицированными специалистами. Трое из них — Ю.С. Асташева, Л.И. Зауташвили,
Л.И. Матросова — удостоены звания «Заслуженный учитель России», тринадцать человек — Г.М. Балуева, Л.Н. Ваганова, Н.П. Вэлло, В.И. Дармограй, В.А. Колегова, Н.Ф. Томилова, М.А. Подкосова, Л.А. Скочина, Л.Д. Шемякина, Е.Д. Суючева, Н.В. Дышук, А.В. Иванова, Н.Г Шемякин — награждены нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ». Возглавляет школу-интернат с 1992 года Николай Гаврилович Шемякин, педагог по призванию. В системе образования он трудится почти сорок лет и хорошо знает, как сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и интересным для каждого ребёнка.
Об успешной работе коллектива свидетельствуют высокие результаты сдачи учащимися Единого государственного экзамена, а также их удачные выступления на олимпиадах и конференциях разного уровня. В числе лучших учеников — Александра Прищеп, неоднократный призёр районных научно-практических конференций, призёр районной олимпиады по русскому языку, призёр Международной молодёжной конференции по биоокружающей среде и Биос-олимпиады; Вячеслав Качанов, призёр районной и окружной олимпиады по биологии, дипломант четвёртого федерального окружного этапа и участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады по биологии; Галина Рудь, призёр Международной молодежной конференции по биоокружающей среде и Биос-олимпиады.
Среди выпускников Ямальской школы-интерната много известных в округе людей: кандидат биологических наук, учёный, автор более 150 научных публикаций и популярных статей Сергей Петрович Пасхальный, старший научный сотрудник Института ядерных реакторов Российского научного центра «Курчатовский институт» Николай Львович Чечулин, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Ямал — потомкам!» Александр Вадетович Евай, заместитель губернатора ЯНАО, директор Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Лидия Патьевна Вэлло, глава муниципального образования Ямальский район Андрей Николаевич Кугаевский.
Во многом благодаря таким учреждениям, как Ямальская школа-интернат, численность представителей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни, за последние 20 лет в ЯНАО остаётся неизменной; по данным переписи 2002 года 80% из них говорят на родном языке — больше, чем в других российских национальных регионах.


Главная



Hosted by uCoz